| Музы не молчали...
Искусство театра обладает особым мобилизующим воздействием. В тяжёлые годы Великой Отечественной войны и послевоенный период восстановления хозяйства актёры были призваны вдохновлять тружеников тыла совершать патриотические поступки, отдавать все свои силы Победе над врагом. Театральное творчество переживало в годы войны небывалый подъём, опровергая известную фразу: «Когда грохочут пушки-музы молчат». Театр и город жили общими интересами. За существование театра боролись, за него переживали. Уже 10 июля 1941 года исполкомом Чкаловского областного Совета депутатов трудящихся было принято решение о перестройке работы театров в условиях военного времени. В нём говорилось о ликвидации Бугурусланского колхозно-совхозного театра в связи с малочисленным составом «художественных кадров», что значительно отражалось на полноценной деятельности и качестве спектаклей. Исполнительный комитет Бугурусланского городского Совета депутатов принял решение о закрытии Бугурусланского колхозно-совхозного театра с 1 августа 1941 года. Но культурная жизнь в городе не замерла. Несмотря на серьёзные трудности, был сформирован хозрасчётный музыкально-драматический коллектив, действующий в здании театра. В составе труппы работали: Жуковская, Путилов, Яблочкин, Гагарская, Ангаров, Попова, Авченко, Кремлёва, Баксанова, Данилевская, Тихомиров, Сибирская, Любимов...
С 1940 года до ухода на заслуженный отдых в Бугурусланском драматическом театре работал артист и режиссёр Вадим Васильевич Яблочкин. Творческий путь его огромен, им сыграно более 700 ролей. В июле 1944 года Яблочкин получил сильный ожёг лица, но несмотря на высокую температуру и боль, продолжал трудиться на сцене. В 1954 году ему было присвоено звание Заслуженного артиста РСФСР, а в 1957 году Указом Президиума Верховного Совета СССР он был награждён государственной наградой.
Родными стали стены нашего театра и для Константина Ивановича Путилова, который начал работать в нём ещё до войны. Отсюда ушёл добровольцем на фронт. Получил тяжёлое ранение в руку. Выписавшись из госпиталя, он вернулся в Бугуруслан, в свой родной театр. Зрители Оренбуржья с благодарностью вспоминают яркие сценические образы, созданные артистом-баянистом. За долгую творческую жизнь им было сыграно множество ролей. Роль Царя в спектакле «Перекрёсток судьбы» была сделана мастерски и особо отмечена московской комиссией. Ему приходилось работать с такими режиссёрами, как Г. Гальчук, И.М. Пинаев, А.Г. Коссов, Л.М. Житницкий, а также с Заслуженным артистом РСФСР Яблочкиным В.В.
Война застала коллектив Сумского областного драматического театра им. Щепкина в гастрольной поездке в Бугуруруслане. Город нефтяников тепло принял украинских актёров. Им было выделено помещение городского театра. В здании театра размещались и работали до самой Победы два театральных коллектива: русский музыкально-драматический и украинский имени Щепкина, утверждённые Чкаловским областным отделом по делам искусств. Языкового барьера не существовало, зал был всегда переполнен. В репертуар были включены спектакли на военную тематику: «Шёл солдат с фронта» Катаева, «»Партизаны в степях украины» Корнейчука, «Кочубей» Первенцева, «Маруся Богуславка» Старицкого и многие другие. В апреле 1942 года украинцы и бугурусланцы создали бригаду артистов для обслуживания колхозников во время посевных работ. В неё вошли 9 певцов, чтецы и баянисты. Был подготовлен концертный репертуар: шутки «Вечер в Петушках», «В родильном доме», джаз-песни: «Сердце любимой», «Паренёк-паренёк», «Огонёк», танцевальные номера и художественные чтения. Слаженная работа двух театров, включающая в себя: постановку спектаклей и концертов, общественную работу в госпиталях (на то время в Бугуруслане действовало 3 военных эвакогоспиталя), обслуживание проводимых политико-массовых мероприятий - завоевала авторитет среди общественности города. Посещение спектаклей резко увеличилось. Исполнительным комитетом горсовета был утверждён порядок работы театров: украинскому театру для постановок предоставлялось 18 дней, а музыкально-драматическому -12 дней.
18 июня 1942 года на базе русского музыкально-драматического коллектива был воссоздан Бугурусланский городской драматический театр, утверждённый Чкаловским областным отделом по делам искусств и оформленный уставом, как драматический театр III тарифной группы. Театру предстояло организовать в труднейших условиях военного времени свою деятельность так, чтобы выполнять с прибылью государственный финансовый план, выпускать полноценные спектакли в резко изменившихся производственных условиях и оборудовать запущенное театральное помещение. Атмосфера вдохновенного напряжённого труда передавалась зрителям через спектакли: «Русские люди», «Так и будет», «Холопка», «Поединок», «Фронт», «Разлом», «Непокорённые», «Где-то в Москве». Эти постановки пользовались у зрителей огромным успехом. Интересно, что многие мужские роли приходилось исполнять женщинам и весьма удачно.
В докладной записке начальника областного отдела искусства Незнамова обкому ВКП(б) о работе театральных коллективов в 1943 году отмечалось: «...возросла идейная весомость и культура исполнения в Бугурусланском театре, где заслуженным успехом пользуется спектакль «Секретарь райкома...» и пьеса «Нашествие»...»
Государственный театр им. М.С. Щепкина в ноябре 1942 года посвятил 25-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции пьесу «Русские люди» К.Симонова в постановке Заслуженного артиста УССР Казачковского Д.И.
Ещё одни из важнейших участков деятельности театра была военно-шефская работа. Ставились и бесплатно показывались в госпиталях и воинских частях множество спектаклей и концертов, весь сбор от которых передавался в фонд строительства танковой колонны «Украинское искусство» и на финансирование других военных мероприятий.
В 1943 году по приглашению дирекции театра приехала работать в Бугуруслан артистка Зинаида Васильевна Казанли. О жизни театра во время войны она писала:
«…В те суровые годы в театре работал двойной состав: музкомедия и драма. И так получалось, что мы, актёры драмы, играли в оперетте, а артисты оперетты - в драме. Помимо работы в театре, очень часто выезжали в колхозы. Добирались на старенькой ''полуторке'', а когда она ломалась, то приходилось ходить пешком. Мы знали, что нас ждут, нам будут рады, и шли, несмотря ни на какие трудности.
Два раза в неделю давали концерты в госпиталях. Была создана группа молодых актёров, которые каждую пятницу ходили гладить и сворачивать бинты для операций.
День Победы встречали с радостью. На площади прошёл митинг, а потом театр и участники художественной самодеятельности дали большой концерт».
...Таким образом, в годы Великой Отечественной войны музы в нашем городе не молчали. Культурная жизнь Бугуруслана была насыщенной и интересной, деятели искусства вносили свой достойный вклад в Великую Победу.
Спектакли о войне:
|
2002 год.
«А зори здесь тихие»
Б. Васильев, дипломная работа Ольги Старостиной.
|
|
2007 год.
Солдатам войны посвящается «Вера! Надежда! Любовь!»,
режиссёр Валерий Бурматов.
|
|
2010 год.
65-летию Победы посвящается повесть о юности «Завтра была война»
Б.Васильев, режиссёр Анатолий Болотов.
|
|
2011 год.
мелодрама «Вдовий пароход»
И.Грекова, П. Лунгин, режиссёр Валерий Бурматов.
|
|
2012 год.
военная драма «Потомок»
В. Жеребцов, режиссёр Евгений Крилевец.
|
|
2013 год.
исповедь в 1-ом действии «Одна война»
режиссёр Заслуженный артист РФ Валерий Бурматов
|
|
2015 год.
70-летию Великой Победы посвящается «Цвет надежды»
Р. Мусаев, режиссёр Евгений Крилевец
|
|
2019 год
75-летию Великой Победы посвящается «Бугуруслан-город надежды"
Режиссёр-постановщик Заслуженный артист РФ Валерий Бурматов
|
| |