На фото с открытия выставки: режиссёр, кандидат искусствоведения Вячеслав Сорокин и лауреат Государственной премии, главный художник Курского драматического театра Александр Кузнецов.
Точка опоры – театр.
В Бугурусланском драматическом театре им. Н.В.Гоголя в рамках партийного проекта «Театры малых городов» готовится очередная премьера спектакля «Безумный день, или женитьба Фигаро» в уже знакомом бугурусланцам тандеме постановщиков: режиссер Вячеслав Сорокин (г.Москва) и художник Александр Кузнецов (г.Курск).
Александр Васильевич Кузнецов родился в Порт-Артуре (Китай). В 1976 году окончил Красноярское художественное училище. Первые свои сценографические работы осуществил в театрах Красноярска и других городов России. С 1985 года является членом Союза художников России, а в 1986 году получил Государственную премию РСФСР им. К.Станиславского. С 2008 года работает главным художником Курского драматического театра им. А.С.Пушкина (театру 225 лет). В 2013 году был награжден Серебряной медалью Союза художников России.
Начало творческого пути Александра Кузнецова пришлось на период работы в Мичуринском драматическом театре, где главным режиссёром был Пашнин Валерий Павлович, Заслуженный деятель России, Лауреат Государственной премии. Это было благодатно-творческое время для «родственных душ», ставших «творческими братьями» на долгие и плодотворные годы длинною в 37 лет. Они вместе колесили по разным городам России, куда приглашали Валерия Пашнина, осуществив около 100 постановок. Понимая друг друга с полуслова, общаясь на своем специфическом языке, открыли для себя особый, тайный мир театра, непостижимый для других. Часто режиссёр говорил артистам: «Посмотрите, какая сценография, изучайте макет! Саша нам всё даёт, только надо почувствовать…» Или «Дорогие мои артисты, думайте, костюм нужно понять. В эскизе уже заложен и образ, и решение». Так бы продолжался этот удивительный тандем Пашнин-Кузнецов, если бы Валерий Палыч не ушёл так рано из жизни.
С Бугурусланским драматическим театром им. Н.В.Гоголя Александра Кузнецова судьба свела благодаря московскому режиссеру Вячеславу Сорокину, известного своими постановками на бугурусланской сцене с 2002 года. Вместе они создали не один десяток спектаклей. Первой совместной постановкой в нашем театре в 2012 году стала история любви Федора Достоевского «Дар Божий» по пьесе московского драматурга К.Скворцова. Поразившая зрителей своей масштабностью, функциональностью, лёгкостью восприятия и заложенного художественного смысла сценография, вносила такой чёткий темпо-ритм в спектакль и создавала незабываемый эффект перелистывания рукописей великого русского писателя. Вторая совместная постановка состоялась в 2015 году к торжественному открытию здания реконструированного театра и 115-му театральному сезону. Это была экспликация по произведению Н.В.Гоголя «Мёртвые души», где в воздухе парила бричка с г-ом Чичиковым, олицетворяя образ русской птицы-тройки, а декорации, как игрушечные пазлы, то собирались воедино, то распадались по частям, создавая удобное бытовое пространство, характеризующее хозяина дома.
Сегодня готовится третья совместная постановка всемирно известной лирической комедии П.Бомарше «Безумный день, или женитьба Фигаро», и Александр Васильевич в очередной раз приехал в Бугуруслан. Он представил изготовленный макет и эскизы костюмов, еще множество чертежей с описаниями и рекомендациями. Сказать, что это восхитительно - ничего не сказать! Но, не будем забегать вперёд. Надеемся, что для зрителей эта премьера станет приятным сюрпризом к открытию 117-го театрального сезона.
Вот уже четыре десятилетия Александр Кузнецов занимается сценографией, профессионал своего дела, станковист и график, но самое ценное в его работах то, что они разные. Художник, видящий новое в привычном материале и мыслящий как драматург и режиссёр, умеет найти точку опоры - идею, которая насыщает смысловой нагрузкой и оживляет макет, как образ будущего спектакля в соответствии с темпо-ритмом, заложенным режиссёром и автором пьесы. Среди прочих талантов, у мастера присутствует уникальное чувство вписывать свои идеи в реальность жизни, а именно сметно-сроковую реальность. Особенно это важно, когда речь идёт о провинциальных театрах с их супер-куцым постановочным бюджетом и краткосрочностью воплощения.
Сегодня на его счету около 300 постановок, миниатюрные макеты и живописные изображения которых периодически представляются на персональных выставках. Одна из последних проходила с 7 марта по 13 апреля 2017 года в Государственном центральном театральном музее им. А.А.Бахрушина, где были представлены многочисленные произведения Александра Кузнецова – сценографиста, живописца и поэта. Лейтмотивом его работ являются библейские сюжеты. Их смелую трактовку нельзя назвать традиционной. В уединении с кистью в руке, в поэтических высказываниях художника-философа, размышляющего о смысле бытия, чувствуется драматизм и внутренняя экспрессия, объединенная бахрушинцами в экспозицию «Избранное».
Завлит театра Елена Деревяшкина.
|